|
||||||
Эдвард де Боно публикует на своем официальном сайте еженедельные послания, в которых от первого лица делится впечатлениями о текущих событиях, людях, проектах; комментирует важные темы с точки зрения своей теории мышления, делится новыми идеями и наблюдениями, публикует фрагменты из своих книг. Жанр безусловно достойный и располагающий к работе мысли (вслед за мэтром, так сказать). Я имею ввиду не критику и все такое прочее, а саму возможность взглянуть на вещи с нестандартной точки зрения. В этом разделе мы будем публиковать переводы некоторых посланий доктора де Боно (перевод мой - Дмитрий Галкин). Оригиналы посланий на английском языке смотрите на официальном сайте. >>>>>>> If any suggestions on translation points - always wellcome! (from people who are really skillfull in languages).
Послание от 7 июня 2004 года «Как обладать прекрасным умом»
Эдвард де Боно Послание от 29 мая 2003 года Всемирный Центр Нового Мышления
Эдвард де Боно Послание от 16 ноября 2003 года Новые слова Существует огромная необходимость в новых словах. Конечно, их непросто внедрить в язык. Новые слова появляются когда в них есть насущная необходимость. Хотя не стоит преувеличивать ее важность. Есть вещи по-важнее: потебность в новых словах, которая позволит нам видеть замечательные вещи новым взглядом, новым способом или в новом сочетании. Использование старых слов направляет все в одну колею и организует восприятие по уже привычным шаблонам. Представьте себе слово, которое указывало бы на следующее: "Если я принимаю ваши исходные посылки и ваши ценности, то я пожалуй соглашусь с вами. Ваша логика безупречна, однако ваше исходное восприятие специфично и субъективно." Требуются усилия, чтобы это сформулировать и выговорить, но одним словом тоже можно все это передать. Эдвард де Боно 16 ноября 2003 Послание от 13 октября 2003 года Опросы общественного мнения
Эдвард де Боно Послание от 21 сентября 2003 года Репрезентирующее мышление Как я не раз уже отмечал, представительные органы
власти не могут выдвигать новые идеи. По определению, роль представительного
органа представлять (репрезентировать) образ мышления тех, кто их уполномочил
быть своими представителями. Так же по самому своему определению, «новое
мышление» еще не существует, так что оно в принципе не может быть репрезентирующим.
Вывод ясен: есть необходимость в особом институте, который отвечал бы
за генерирование новых идей и подведение практической платформы под
их осуществление. Попадая в поле зрения, новые идеи подлежали бы рассмотрению
и обсуждению. Но к сожалению, представительные власти не в состоянии
обратить внимание на этот недостаток и ограниченность своих функций
и не предпринимают никаких усилий для создания института нового типа.
Читатели этого послания вскоре смогут познакомиться с моими планами
по созданию такого института. Эдвард де Боно 21 сентября
Послание от 30 августа 2003 года Д.З.И.Н.С. (S.K.I.D.S.)
Эдвард де Боно
Послание от 13 июля 2003 года Чувствительность к ценностям Я все больше осознаю громадную важность
«чувствительности к ценностям». Мы хорошо справляемся с распознаванием
опасностей и причин возможных сбоев. Но нам не хватает проницательности
по поводу ценностей. Для этого у нас нет ни образования, ни опыта, ни
тем более тренингов для развития чувствительности к ценностям. Эдвард де Боно Послание от 6 июля 2003 года Новые идеи
Эдвард де Боно
Послание от 19 апреля 2003 года С и н и й шар
Эдвард де Боно Нью-Йорк, 19 апреля Послание от 31 марта 2003 года "Агент п е р е м е н" Многие уже поняли, что моя новая книга "Почему такой глупый?" не из тех книг, которые предназначены для уютного чтения сидя в кресле, как если бы это был любовный роман или детектив. На самом деле, это вообще не книга. Это "агент перемен". Многие люди заказывают книги для своих коллег или на всю организацию или для руководства для того, чтобы изменить мышление этих людей, развить способность уходить от стандартных ответов на стандартные ситуации и использовать дизайн и определение ценности. Можно ли как это иначе этого добиться? Увы, другого пути нет. Многочасовые разговоры не достигают желаемого эффекта. Достаточно продолжительный семинар даст результат - если человек согласится участвовать. Надежда на авторитет, готовые примеры или прозрения всегда остается слабой надеждой. Говоря об этой книге очень важно понимать, что существующие методы мышления замечательны - но их недостаточно. Есть целая область мышления, в которой мы пока не сильны - и обычно даже и не обращаем на нее внимание. Заказать книгу можно здесь: через Интернет - www.whysostupid.com по электронной почте - blackhall@eircom.net по телефону +353 1 278 5090 Цена в 250 долларов может показаться слишком для книги - но за "агента перемен" это просто дешево. Эдвард де Боно 30 марта, Гринсборо
Послание от 17 марта 2003 "Почему такой глупый?" и иракский кризис Совпадение выхода моей книги ("Почему такой глупый?") и обострения кризиса в Ираке конечно не было запланировано. Хотя вэтом есть свои преимущества и свои недостатки. Кризис демонстрирует гигантскую необходимость ухода от "рассуждающего мышления" ("judgement thinking" - можно перефразировать как "логическое" - ДГ) и перехода к "разрабатывающему мышлению" ("design thinking"). Именно об этом и идет речь в моей книге. Современное мышление полностью основано на "рассуждающем мышлении". Конечно не очень хорошо, что моя книга невольно будет ассоциироваться с иракским кризисом. Это лишь придаст долю тривиальности в отношении к новой книге. Книга задумана как фундаментальное осмысление сокровища человеческого мышления за 2400 лет, а не просто способ решения иракской проблемы. Обычно, неадекватность не является серьезной проблемой. Она просто напросто означает, что мы не можем делать определенные вещи. Так что до современного нам момента в истории неадекватность (и вся прелесть) наших привычек мышления была лишь недостатком. Но сейчас неадекватность рискует стать очень серьезной опасностью. Наше мышление настолько же не способно улучшить дела и отношения человеческие, насколько оно способствует улучшению технологии. Таким образом, опасность растет. Эдвард де Боно 16 марта, Лондон Послание от 3 марта 2003 года Почему такой глупый? Кому-то, где-то, когда-то приходится задаться этим вопросом. 4го марта будет опубликована моя самя фундаментальная книга под названием: ПОЧЕМУ ТАКОЙ ГЛУПЫЙ? О том как человеческий род угораздило на самом деле так и не научиться мыслить. Человеческий мозг предназначен для того, чтобы формировать стабильные шаблоны для жизни в стабильном мире. Наши традиционные привычки мышления, созданные еще античной Бандой Трех, только усугубляют такое поведение. Мы распознаем стандартные ситуации и даем стандартные ответы. И образование на 100% расчитано именно на это. Этот тип мышления оказался настолько эффективным в науке и технологии, что мы никогда и не пытались усомниться в нем. Левое переднее колесо автомобиля эффективно. Однако если бы вы верили в то, что левое колесо - это все, что вам нужно, это едва ли дало какой-либо прогресс. Так же и существующий тип мышления эффективен, но недостаточен. Ученый, работающий с элементом "железо", знает его свойста. Они постоянны, устойчивы и предсказуемы. Работа с ними позволяет перейти к технологии. Однако люди - не элементы. Они разные. Каждый человек - уникальный набор генов и опыта, поэтому он не на столько предсказуем. Более того, если вы назвали кого-то идиотом, этот человек больше не тот же самый, которого вы назвали идиотом. Существуют возвратные эффекты и тому подобное. Именно поэтому мы были столь успешны в науке и технологии и столь неуспешны в делах человеческих. Мы опирались на логику, а не восприятие, поэтому 90% ошибок в мышлении - это ошибки восприятия. Мы опирались на истину, а не возможности, но прогресс есть продукт возможностей. Поэтому прогресс китайской цивилизации зашел в тупик: ученые думали, что можно продвигаться от одной определенности к другой. Мы опирались скорее на суждение, чем на дизайн. Но вы не можете судить и аргументировать наперед - будущее нужно создавать (design). Мы опирались на "истину", которая однако может сыграть с нами весьма злую шутку - особенно, если мы верим в единственную истину. 6+2=8 - это верно. 8=6+2 верно также как и 8=7+1, 8=5+3, 8=4+4. Есть истины уверенности, истины игры, истины опыта, проверенные истины итак далее и тому подобное. Мы не придаем им одинаковой ценности. В эпоху Возрождения античные способы мышления были вновь привиты в Европе через Арабских ученых в Испании. Как раз в это время "мышление" оказалось в руках средневековых теолого, главной задачей которых было доказать неправоту еретиков. Так "истина", аргументы и нападающее мышление стали основой Западного мышления. Все были убеждены, что "нападающего мышления" достаточно. Школы расточают две трети талантов общества - университеты стерилизуют оставшуюся треть. Моя новая книга будет продаваться не совсем обычным способом. Ее можно купить только у издателя за 250 долларов. Цена высока по ряду причин. Во-первых, чтобы подчеркнуть фундаментальную важность книги. Во-вторых, чтобы окупить серьезные усилия по продвижению и сделать книгу заметной на рынке. Она даст больший эффект, чем семинар, который будет стоить значительно дороже. Она может сделать больше полезного для развития вашего мышления, чем обучение в университете, которое обйдется несравнимо дороже. Убедите вашу библиотеку приобрести эту книгу. Подарите ее библиотеке сами. Скиньтесь и закажите на группу и т.д. Кому-то, где-то, когда-то приходится задаться этим вопросом. Заказать книгу можно через Интернет - www.whysostupid.com по электронной почте - blackhall@eircom.net по телефону +353 1 278 5090 Эдвард де Боно 3 марта, Лондон
Послание от 24 февраля 2003 года Туризм "цепляет" Город Пиза известен своей "падающей башней". Сан Джиминьяно известно множеством построенных там башен. Лука и Вольтерра неизвестны никому, потому что там нет чего-то, чтобы "цепляло". Если что-то цепляет, значит у человека возникает привлекательное впечатление. Куинсленд - прекрасное место с великолепными пляжами и лесами. Но 40 процентов Японских туристов говорят, что едут туда "за коалой" (которую легче сфотографировать). Туризм должен "цеплять". "Зацепки" могут показаться тривиальными, но они важны. Например, на Мальте есть древнейшая в мире здание, построенное человеком. Это каменный храм Гозо. Когда президент Китая побывал на Мальте, он сказал, что это было прекрасно посетить страну, история которой "значительно древнее китайской". Общего удовлетворения достаточно, чтобы однажды вновь вернуться в понравившееся место. Но чтобы принять решение и поехать в первый раз в новое место, нужно, чтобы нас что-то "зацепило". Эдвард де Боно 23 февраля 2003, Абу Даби
Послание от 27 января 2003 года ... возможность ...
Послание от 20 января 2003 года Y E A H !
Эдвард де Боно
Послание от 6 января 2003 года ... г л у п о с т ь ...
Эдвард де Боно
Послание от 23 декабря 2002 года ... программа обучения мышлению для студентов ... Не так давно я был в ЮАР. В Университете Претории - самом крупном на Африканском континенте - основан "Институт де Боно". Его задача - разработка программ обучения мышлению для студентов. Мне бы очень хотелось, чтобы был подготовлен годичный курс мышления, который можно использовать в разных африканских странах вместо обучения в университете. Этот курс будет ориентирован на "операции" и "активное мышление", а не философские размышления. Никола Тайлер - человек чрезвычайно компетентный - берется руководить институтом. Институт де Боно существует и на Мальте. Любой университет в мире, который заинтересован в создании подобного института, может обратиться ко мне, чтобы мы вместе продвинули дело дальше. (эл.почта: edwdebono@msn.com, тема: университет). Университет Претории сделал меня первым в мире "Профессором Мышления". Самое важное - это ориентация на "мышление" как таковое. Это не когнитивная психология - это "мышление". Я думаю, это очень важный пример, поскольку мы видим, как впервые в мире "мышление" утверждается как самостоятельный предмет.
Послание от 17 декабря 2002 года Необходимость творчества Когда мы ведем речь о креативности в бизнесе, мы обычно имеем ввиду прежде всего разработку новых продуктов и услуг. На практике однако это не самое важное использование творчества. Более важным может стать внедрение "лучших способов" выполнения рутинных задач и реализации хорошо известных или даже уже весьма не новых идей. Главное назначение - внедрение. Какими путями к нему дойти? Это может быть более простой способ делать что-то, что уже прежде успешно делалось. Это могут быть креативные способы сокращения расходов. Это могут быть креативные способы снижения отходов производства и понижения уровня загрязнения. К сожалению, в компаниях необходимость творчества в большей мере очевидна для отделов исследования и развития (R&D) и отделов маркетинга. У технологических и инженерных отделов нет времени заниматься "фантастическими идеями". О чем остается только сожалеть. Эдвард де Боно 15 декабря 2002, Лондон
Послание от 8 декабря 2002 года "Книжная фабрика" Я подумываю создать "книжную фабрику" ('book factory'). Конечно, это уже делалось и раньше разными способами. У меня в голове родились некоторые темы и истории для книг, но мне не хватает времени или энергии (или возможно достаточных знаний), чтобы заняться ими. Хорошо было бы сформулировать эти темы, озвучить их и пригласить различных авторов к их воплощению на бумаге. Материал, если он будет отобран, появится под именем автора. Гонорары от выпуска книги распределяются пропорционально в зависимости от вклада каждого автора. 17% от доходов будут использованы на организацию издания книги, отбор материала, создание тем и так далее. Я был бы заинтересован в обратной связи с теми, кто мог бы быть вовлечен в этот проект. Сейчас мне кажется, что начать можно с книг для детей - и даже подобных книгам о Гарри Поттере. Контакты по эл. почте с пометкой "книги"/ books (на англ. edwdebono@msn.com, на русском dr_galkin@yahoo.com). (некоторые истории для детей уже были написаны с использованием уроков мышления CoRT и Шести Шляп Мышления - примечание редактора официального сайта www.edwdebono.com) Эдвард де Боно 8 декабря, Лондон
Послание от 1 декабря 2002 года ПОЗИТИВНАЯ РЕКЛАМА Расходы на рекламу сократились в большинстве стран. Это обычная реакция на рецессию, поскольку корпорации стремятся сократить расходы, которые им пердставляются "не существенными". Среди прочих, это обычно расходы на рекламу и тренинги. В Великобритании кажется существует еще и дополнительный фактор: реклама уходит со страниц газет в другие средства информации, такие как телевидение и (в меньшей мере) Интернет. Это довольно неприятные новости для газет. Если высоко эффективная реклама задумывается и делается как "реклама, концентрирующая все внимание" (full attention advertising), тогда газеты серьезно пострадают. Кроме того, если дополнительное исследование покажет, что реклама, помещенная в среду негативной информации, страдает от этой негативности, значит дело обстоит еще хуже. В конечном итоге, это вынудит журналистов изменить свои привычки. Быть циничным и негативным перестанет означать признак особого "ума". Газетам необходимо иметь "страницы позитивных новостей". Тогда рекламодатели скорее всего будут единодушны в том, чтобы размещать рекламу на этих страницах и даже платить несколько больше за такое размещение. Кто должен провести подобное исследование? Сами газеты? Рекламные агенства? Факультеты жерналистики? Сами рекламодатели, несущие большие расходы на рекламу? Эдвард де Боно 1 декабря, Венеция
Послание от 17 ноября 2002 года "КРУТО" Стоит провести серьезное исследование того, что и как обозначается словом "круто", поскольку социальная подоплека здесь имеет колосальное значение. Эдвард де Боно 17 ноября, ЮАР *** на русском можно присылать мне - gdv_t@mail.ru, я тоже по мере возможностей буду переправлять материалы в Англию (Д.Галкин)
Послание от 4 ноября 2002 года Возможность Как это часто бывает, в языке не оказывается многих нужных слов. Нам нужно простое слово, которое обозначало бы следующее: "То, что вы говорите, нельзя назвать неверным. Я не могу сказать, что я не согласен с этим. Но это лишь одна возможность (объяснение, восприятие и т.д.). Нам следует осознавать другие возможности и присматриваться к ним: вот здесь другая возможность." Это удобное для произношения и простое индикативное слово имело бы большую ценность. Наши мыслительные привычки настолько поглащены суждениями типа "верно/неверно", что "возможному" уделяется недостаточное внимание. Причина этому очевидна: привычки мышления основаны на необходимости выносить суждения. Эдвард де Боно 3 Ноября 2002, Чикаго
Послание от 27 октября 2002 года Властелин мира Эдвард де Боно 27 октября 2002 Мальта
Послание от 19 октября 2002 года Что мы подразумеваем под "улучшением"? Что мы имеем ввиду, говоря о поиске "лучшего" способа делать что-либо? Что значит "улучшить"? Необходимо иметь четкое представление о том, что мы понимаем под улучшением. Улучшить может означать более низкую стоимость или меньшие затраты времени. Улучшить может означать уменьшение количества ошибок и сбоев. Улучшение может означать меньшее потребление энергии или меньшее загрязнение среды. Улучшение может подразумевать способ, более комфортный для человека. Улучшить может означать меньшие потери или более дешевые материалы. В будущем очень важным направлением улучшения станет упрощение. Простота имеет большую ценность для пользователя и потребителя. Простота имеет большую ценность для производителей, поскольку означает, что высокая квалификация работников не играет решающую роль. (Эдвард де Боно "Серьезное творчество", 1996, Edward de Bono, 1996. Published by Penguin Viking Books)
Послание от 15 октября 2002 года Доктор Дизайна Когда вы будете читать это послание, я буду получать почетную степень Королевского Технологического Института в Мельбурне. Это степень "Доктор Дизайна". Ее присуждение конечно неслучайно и вполне оправдано. Чтобы читатели этого послания были в курсе дела, напомню, что я всегда считал мышление, основанное на анализе и разборе стандартных ситуаций недостаточным - и не имеет значения, насколько оно совершенно. Нам необходимо быть готовыми к созданию (design) новых способов продвижения вперед. То же самое применимо к решению проблем и разрешению конфликтов. Интересно, что именно архитекторы очень хорошо это понимают. Архитектор обычно не может устранить "причину проблемы" (ограниченность территории, маленький бюджет, административные ограничения и т.п.), ему приходится создавать (design) новые способы движения вперед. Много лет назад я предлагал создать в ООН департамент дизайна. Эдвард де Боно 13 октября 2002 Лондон
|
|
|||||
Design - Dmitri V.Galkin De Bono Center - Copyright 2009 |