|
|
Барановский В.Ю., Галкин Д.В.
"Знание как творчество: педагогика латерального мышления Эдварда де Боно"
"Работа де Боно - возможно самое лучшее,
что происходит сегодня в мире."
Джордж Гэллоп, основатель
Института Общественного Мнения.
Введение: о важности «полезных моделей мира»
Педагогические разработки Эдварда де Боно до сих пор мало известны в российском образовании. Между тем, его работы признаны учеными и педагогами как эффективные методы прямого обучения мышлению и используются в тысячах школ в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландской Республике и Великобритании, в странах Латинской Америки, Китае, Таиланде, Египте, ОАЭ и других странах. Впервые результаты исследований доктора де Боно в рамках его проекта CoRT в Кембридже были опубликованы в 1971 году. Они стали основой базовой авторской программы обучения мышлению ``Уроки мышления CoRT" (сокращение от Cognitive Research Trust - Трест когнитивных исследований). За прошедшие десятилетия эта и другие программы многократно подтвердили свою эффективность не только в школе, но также в осуществлении образовательных и социальных программ различного уровня и в проведении специальных тренинговых курсов для корпораций и других организаций. Это безусловно свидетельство важности и актуальности знакомства (пусть запоздалог) с педагогикой де Боно в российском образовании, поскольку и инновационные поиски, и усиление качества преподавания базового стандарта нуждаются в понимании и применении методов обучения, зарекомендовавших себя на мировом уровне.
Эдвардом де Боно написано более 60 книг, посвященных теоретическим и практическим подходам к обучению мышлению. Одна из его ранних теоретических работ ``Рождение Новой Идеи" ("The Use Of Lateral Thinking", 1967) была очень быстро переведена на русский язык и в 70-х годах получила известность в научной и инженерной среде. Но основной учебник ``Уроки мышления CoRT" вышел в свет на русском языке только в 2001 году (перевод В.Барановского, издание выполнено в электронном формате на CD-R). Справедливости ради следует сказать, что несколько ключевых текстов де Боно стали доступны российскому читателю в популярных форматах уже в 90-х годах (пусть и со значительным опозданием). Это книги ``Учите вашего ребенка мыслить'' (на основе CoRT и других программ), ``Шесть шляп мышления" (1997), ``Создай себе удачу" (1999), ``Нестандартное мышление" (2000) и еще несколько работ (библиография работ Эдварда де Боно прилагается в конце статьи). Не смотря на то, что это в основном популярные аботы, сознательно написанные де Боно в общедоступной манере, их нельзя рассматривать вне контекста его психолого-педагогического подхода, опирающегося на оригинальную авторскую концепцию. Можно ожидать, что для российской школы, чуткой к авторскому началу в педагогике (Эльконин-Давыдов, Шаталов, Монтессори и т.д.), авторская основа уроков мышления де Боно должна быть не только знаком авторитета и опыта, но и более комфортным путем к ее пониманию и практической адаптации.
Эдвард де Боно действительно фигура незаурядная и как ученый, и как личность. Он родился на Мальте в 1933 году, где в годы Второй мировой войны обучался в Колледже Святого Эдуарда. Вскоре ему была присуждена престижная стипендия Rhodes Scholar, позволившая продолжить образование в элитном колледже Крайст Чёрч Оксфордского Университета, где он получил почетные степени в психологии и физиологии, а затем докторскую степень по медицине. Позже он был удостоен еще одной докторской степени в Кембриджском Университете и докторской степени в клинической медицине в Университетe Мальты. В разное время Эдвард де Боно занимал факультетские позиции в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде. Показательно, что исследования де Боно и в 70-х обретали весьма интересную, популярную просветительскую форму. Под его редакцией вышло несколько оригинальных иллюстрированных изданий энциклопедического типа: «Эврика! Иллюстрированная история изобретений от колеса до компьютера», «Власть слов: иллюстрированная энциклопедияглавных слов», «Величайшие мыслители: тридцать умов, создавших нашу цивилизацию» .
Тем не менее, столь экстраординарный уровень академических достижений стал предпосылкой трансформации академической карьеры де Боно. В 80-х годах он стал авторитетным консультантом правительств, международных организаций и крупнейших корпораций, таких как IBM, DuPont, British Airways, Siеmens, Microsoft и др. (многие из которых вошли в созданный Эдвардом де Боно Международный Творческий Форум).
Понять столь существенные изменения интересов в какой-то степени может помочь определение целей науки, которое формулирует доктор де Боно в книге ``Я прав, а вы неправы": ``Цель науки - не анализировать или описывать, а создавать полезные модели мира. Польза заключается не только в предсказании поведения, но также и вмешательстве. Например, использование моей модели самоорганизации в одном случае позволило сэкономить 300 миллионов долларов ." (14; с.77)
Следует иметь ввиду, что утилитарность такого подхода лишь внешняя. Для де Боно полезность неразрывно связана с наличием новых идеи и их творческим производством. ``Мир науки полон усердно работающих ученых, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и, тем не менее, многие навсегда лишены способности выдвигать новые идеи'' - пишет доктор де Боно в книге ``Нестандартное мышление'' (2;с.14).
Практическая модель креативного мира и методы развития креативности, предложенные Эдвардом де Боно, оказались широко востребованы на практике как эффективные подходы к принятию решений. Поэтому и сегодня его усилия сконцентрированы на развитии творческого мышления как «полезной модели мира» и самостоятельной практики, которая способствует выработке новых идей и выполняет миссию развития и улучшения в различных ключевых областях общественной жизни: бизнесе, образовании, политике. Будучи активным организатором и вдохновителем международных усилий по практическому применению творческого мышления в различных сферах, доктор де Боно продолжает свою деятельность и в сфере образования, нередко возвращаясь к роли учителя и работая непосредственно с учащимися.
Здесь важно подчеркнуть имплицитные идеи философии образования Эдварда де Боно: обучение творческому мышлению в школе (и не только) неразрывно связано с важностью его применения для решения практических задач во всех сферах современного информационного общества, функционирующих на основе продуцирования и утилизации знаний (``интеллектуальных технологий" по Д.Беллу (22). В подходе де Боно ключевое значение приобретают не столько сами знания, сколько навыки мышления, которые позволяют генерировать новые знания (``новые идеи") и творчески оперировать ими. Причем, речь идет не о навыках мышления вообще и не об общей системе интеллектуальных способностей, а о навыках особого типа практического и творческого мышления, которое доктор де Боно назвал ``латеральным". Таким образом, педагогика как наука в данном случае предлагает ``полезную модель мира", основанную на практической логике творчества и знании как творчестве.
Ниже мы попытаемся систематически реконструировать основные теоретические положения педагогики ``латерального мышления" де Боно, чтобы в последующих публикациях на страницах журнала «Педагогика» перейти уже к более подробному рассмотрению практических аспектов ее использования в образовании (включая российский опыт).
Принципы обучения мышлению
Педагогика латерального мышления строится на нескольких ключевых принципах, которые определяют теоретические и практические основы обучения мышлению. Прежде чем мы рассмотрим ``латеральное мышление" и другие принципы более подробно - каждый в отдельности, а также в их фундаментальной взаимосвязи - дадим краткую формулировку каждого:
1) Принцип прямого обучения мышлению: мышление может и должно быть самостоятельным предметом изучения, наряду с традиционными предметными областями математикой, литературой и т.д.
2) Принцип кристаллизации: мыслительные операции в целях обучения и практического применения должны быть зафиксированы и оформлены инструментально. Поэтому в основе программы обучения мышлению (CoRT) лежит набор мыслительных инструментов.
3) Принцип управления восприятием: ключевым звеном в процессе мышления является восприятие, а не логические операции, поэтому основные усилия по обучению мышлению (и творчеству) направлены на управление восприятием, и мыслительные инструменты (принцип кристаллизации) служат для достижения именно этой цели.
4) Принцип самоорганизации в мышлении: перцептивные данные, благодаря самоорганизации нейронных сетей мозга, образуют устойчивые паттерны (шаблоны) восприятия, определяющие поведение и уровень приложения способностей.
5) Принцип конструктивного мышления: мышление несводимо к логической или критической функциям; ``латеральное мышление" предполагает конструктивное и продуктивное мышление, производящее новые идеи, концепции, модели, мнения.
6) Принцип латерального (творческого) мышления: творчество основано на расширении восприятия и перестройке шаблонов (паттернов) восприятия; латеральное мышление может быть сформировано в процессе обучения и освоения мыслительных инструментов.
7) Принцип позитивного мышления: мышление служит формированию и достижению позитивных целей, ориентировано на выработку самооценки и стратегии саморазвития, на стремление к успеху, счастью, творческому созиданию, согласию, преодолению конфликтов, достижению внутренней гармонии.
.....
следите за продожением !
|
Новости
Инструменты мышления
Семинар Питера де Боно в Томске
Образовательные площадки
Консалтинг
Материалы
Официальный web-сайт Э.деБоно
Ресурсы
Контакты |
|
|
|