Конференция «Молодые специалисты. Проблемы качества подготовки»

Колесов Павел Борисович
"Проблема качества подготовки молодых специалистов и уроки мышления деБоно."


В последнее время особенно актуальной стала проблема подготовки грамотных молодых специалистов, в том числе управленцев, в стенах Томского Политехнического Университета. Проблема подготовки молодых специалистов имеет много аспектов, и поэтому мне хотелось бы затронуть только один из них.
Как известно, одним из качеств хорошего управленца является умение принимать быстрые и грамотные решения. А умение принимать быстрые и грамотные решения включает в себя в том числе в себя умение думать – думать эффективно. Но, к сожалению, у нас в России, как правило, ни в одном учебном заведении не преподается умение именно думать, размышлять. В то время как Западе методы, позволяющие структурировать мышление и делать его более эффективным преподаются как отдельный предмет уже более 20 лет. Одной из наиболее известных и эффективных систем является система "Уроки мышления деБоно". На сегодняшний день Эдвард деБоно является одним из ведущих специалистов в мире в области творческого мышления - его приглашали выступить с лекциями в 52 страны мира.
Навык, или умение, есть способность эффективно справляться с разнообразными ситуациями. Квалифицированный плотник может справиться с любым числом ситуаций, включающих дерево. Умение зависит от способности распознать ситуацию и от знания того, как в ней нужно поступить. Уроки мышления были разработаны, чтобы дать учащимся способность распознавать ситуации, в которых требуется мышление определенного типа, а также способность эффективно применять этот тип мышления.
Окончательная цель уроков мышления очень похожа на цель спортивных тренировок: сделать основные операции мышления второй натурой, чтобы они выполнялись автоматически, гладко, без суеты или усилия. Это требует определения отдельных операций мышления и сознательной их отработки, что как раз и является сутью уроков мышления деБоно.
Уроки мышления деБоно состоят из 6 циклов по 10 уроков и направлены на проработку различных аспектов мышлени. По своему замыслу уроки мышления деБоно должны проводиться раз в неделю в течение 10 недель на один цикл уроков мышления. Уроки рассчитаны на продолжительность от 35 до 70 минут.
В результате прохождения Уроков мышления деБоно у учащихся структурируется мышление, что, как правило, приводит к повышению успеваемости группы по всем остальным предметам. В среднем успеваемость повышается на 20-50% за счет более эффективного мышления.
И теперь немного о достигнутых практических результатах. Автор является сертифицированным тренером уроков мышления деБоно. В мае 2001 г. автор прошел очное обучение у Питера деБоно(брата разработчика системы и соратника) и получил квалификацию "Assosiate Trainer in deBono Thining". В ноябре 2001 г. Питер деБоно, во время своего второго приезда в Томск, сертифицировал автора уже как "Full qualified trainer in deBono thinking".
Во время осеннего семестра 2001-2002 г. было выбрано для эксперимента 2 группы – 8511 и 8512 АВТФ ТПУ. Автор, в порядке эксперимента, проводил уроки мышления деБоно для группы 8512, совмещая в течение одной пары Уроки мышления деБоно (Цикл 1 "Широта") и "Язык программирования Pascal". В то же время группа 8511 обучалась абсолютно по такому же учебному плану за исключением Уроков мышления деБоно. Автору было интересно, насколько уроки мышления деБоно действительно способствуют повышению успеваемости в группе. В результате сдачи зимней сессии были получены следующие результаты:
Группа. 8511 (в которой уроки мышления не проводились): абсолютная успеваемость(количество студентов, сдавших сессию вовремя): 95%, по результатам сессии в группе 7 отличников, 4 хорошистов(при количестве студентов в группе 23 человека). Относительная успеваемость в группе 47% качества. По итогам успеваемости группа заняла 4 место на потоке из 15 групп.
Группа 8512, в которой проводились уроки мышления деБоно: группа не только сдала в срок все задачи по Pascal’ю, но и показала отличные результаты по остальным предметам. В группе - 100% абсолютная успеваемость, т.е. все студенты сдали сессию вовремя, на 23 человека - 6 отличников и 8 хорошистов, что дает 61% относительной успеваемости. По итогам сдачи сессии группа заняла 2 место на потоке из 15 групп.
В связи с вышеизложенным выносится предложение учебному подразделению ТПУ изучить этот вопрос на предмет включения уроков мышления деБоно в регулярный учебный процесс, что несомненно скажется на повышении качества подготовки молодых специалистов.

Новости

Инструменты мышления

Семинар Питера де Боно в Томске 

Образовательные площадки

Консалтинг

Материалы

Официальный web-сайт Э.деБоно

Ресурсы

Контакты

Design - Dmitri V.Galkin De Bono Center - Copyright 2001
Hosted by uCoz