Предлагаем Вашему вниманию интервью Эдварда де Боно, которое он дал московскому журналу "Образование без границ" осенью 2003 года (сайт журнала >>>>>)

"Образование без границ", 1 ноября 2003

 

«МЫШЛЕНИЕ И ЛОГИКА — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ»


Эдвард де Боно родился на Мальте, получил образование в Оксфорде и Кембридже. Во всем мире его знают как человека, придумавшего термин «латеральное мышление», метод «шести шляп» и другие «инструменты» развития творческого мышления. Мы попросили рассказать его, что же на самом деле значит «думать».


— Мистер де Боно, так что же такое «латеральное мышление»?
— Понятие «творческое мышление» включает в себя довольно многое. Результаты работы художника, изобретателя, писателя или ученого называют творчеством. Однако это не всегда означает гибкость мышления или какую-то смену идей. Человек может просто применять старый подход или старые идеи к новым вещам. Кроме того, возможно, существует несколько различных процессов, связанных с творчеством. Поэтому я придумал термин «латеральное мышление» (или «боковое мышление»), чтобы обозначить им конкретные инструменты, систематически используемые человеком в качестве метода нахождения новых идей и понятий.
Традиционное логическое мышление подразумевает цепочки шагов, каждый из которых является оправданием последующего. Но мозг человека — самоорганизующаяся информационная система, создающая асимметричные «паттерны» (устойчивые образцы, шаблоны — Ред.). Латеральное мышление и его инструменты основаны именно на этом. Потому оно предполагает изменение восприятия и понятий, и тогда какой-то шаг может быть оправдан уже после того, как он сделан.


— Около 30 лет назад, в начале 70-х, вы разработали программу для школ «Уроки мышления CoRT». В чем суть этой программы?
— Многие люди считают, что происхождение ошибочных суждений связано чаще всего с нехваткой конкретных знаний или каких-то упущений логического характера. Это находит отражение в большинстве школьных программ: например в школах Евросоюза около 25% учебного времени тратится на преподавание математики, несмотря на то, что около 90% выпускников будут использовать в своей жизни не более 3% изученных математических знаний.
Однако, согласно исследованиям, до 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) — это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки. Однако мы почему-то упорствуем во мнении, что мышление это практически то же самое, что и логика. «Уроки мышления CoRT» — очень простой способ сделать восприятие шире, богаче и глубже. Сейчас он широко используется в школах и других образовательных учреждениях по всему миру.


— Чем ваш подход к мышлению и творчеству отличается от, например, подхода, принятого в психологии?
— Рабочий инструмент в мышлении отличается от психологического описания. Например, «интуиция» — полезный психологический термин, но ее невозможно использовать как рабочий инструмент. Человеку, который хочет завести машину, можно дать описание работы двигателя внутреннего сгорания, а можно — конкретные указания о том, как использовать ключ зажигания. Мои методы основаны на использовании «инструментов», которые можно запомнить, научиться использовать и сознательно применять на практике.


— В каких странах используются ваши методы и каковы результаты этого?
— Мои методы широко используются в Канаде и Австралии. Еще в Сингапуре и Малайзии. Также недавно уроки мышления стали обязательными в Венесуэле. Сейчас они обязательны в Доминиканской республике и Объединенных Арабских Эмиратах. Довольно широко, но бессистемно их используют в Великобритании, США, Италии и т.д. Что касается результатов, то у детей, прошедших данную программу, улучшается академическая успеваемость. Результаты формальных тестов также свидетельствуют о значительном прогрессе. Трудоустройство молодых безработных в Великобритании, которым преподавались уроки мышления, возросло в 6 раз. Использование моих методов в одной из больниц Томска позволило резко сократить период реабилитации после операций и травм у детей.


— Вы учились в разных странах, у вас несколько дипломов самых престижных университетов. Какая система образования, по вашему мнению, наилучшая?
— По моему достаточно богатому опыту, ни одна система образования ни в одной стране не приспособлена к современной жизни. Школы губят две трети талантов в обществе, а университеты стерилизуют оставшуюся треть.


— Почему?
— Детей не учат думать. Детей не учат «операциональности», то есть умению делать что-либо. Детей не учат дизайну в широком смысле — то есть умению сочетать или совмещать различные вещи, создавая при этом что-то ценное. Детей не учат понимать, как на самом деле «работает» мир вокруг них.


— В одном из сообщений на своем сайте вы утверждаете, что «ничто так не важно для общества, как обучение детей конструктивному мышлению». Но почему именно мышлению, а, скажем, не «общечеловеческим ценностям» или «способности к диалогу»?
— Как свидетельствует история, сами по себе ценности без мышления очень опасны. Образование или совершенная коммуникация без мышления похожи на грузовой корабль без груза.
— Значит ли это, что приобрести навыки мышления гораздо важнее, чем изучать что-либо глубоко?
— Исследования, проведенные в Австралии, показали, что если чуть меньше уделять внимания научным дисциплинам и немного больше — мышлению, то это в конечном итоге приводит к лучшим результатам для самой науки. Разумеется, знания нужны, но процесс мышления не менее важен.


— Ваши методики используются и в бизнесе. Какие проблемы они помогают решить?
— Мои тренеры и я обучаем основным принципам мышления вообще и творческого мышления в частности. Далее организации применяют их для собственных нужд. Когда я занимался с национальной командой Австралии по крикету, ей удалось выиграть практически все матчи и стать лучшей командой в истории!
В 1984 году некоторые люди ожидали, что Олимпиада в Лос-Анджелесе принесет колоссальные убытки, как это произошло с Олимпиадой 1976 года в Монреале. Однако благодаря использованию Питером Уберротом (главой комитета по проведению Олимпиады-76 — Ред.) некоторых из моих методов вместо убытков удалось получить $300 млн. прибыли.
Одна большая корпорация некогда ответила мне, что у них нет времени на мышление, потому что слишком много проблем. Это редкое и опасное мнение. Когда Nokia начинала свой бизнес в сфере мобильной связи, они пригласили меня в Финляндию поговорить со всей группой. С тех пор Nokia растет и сегодня стала ведущей корпорацией в мире в своем секторе.


— Можно ли утверждать, что латеральное мышление лучше или эффективнее логического?
— Мои методы не являются заменой обычному логическому мышлению. Они предназначены для творческого и конструктивного мышления, которые дополняют оценочное и аналитическое. Разные типы мышления можно сравнить с колесами машины. Нельзя сказать, что левое переднее колесо (логическое мышление) хуже остальных, просто его самого по себе недостаточно. Чтобы думать в полную силу, конструктивное и творческое мышление совершенно необходимы.


Беседовала Зоя Губернская


Где узнать больше:
http://www.edwdebono.com/russian
http://www.edwarddebono.com
http://debono.narod.ru


БИОГРАФИЯ
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Учился в колледже Святого Эдуарда (Мальта), после чего изучал медицину в Университете Мальты. Ему была присуждена престижная стипендия Rhodes Scholar, позволившая продолжить образование в Оксфорде, где он получил степени с отличием по психологии и физиологии, а также докторскую степень по медицине. Ему также были присвоены докторские степени Кембриджского университета и Университета Мальты. В разное время Эдвард де Боно занимал факультетские позиции в Оксфорде, Кембридже, Университете Лондона и Гарварде. Его методики развития мышления включены в школьную программу во многих странах мира. Доктор де Боно работал со многими из крупнейших корпораций по всему миру, такими как IBM, Du Pont, Prudential, Bosh, Nokia, Ericsson, Siemens и др. Написал более 60 книг, которые переведены на 37 языков.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЭДВАРДА ДЕ БОНО


«Уроки Мышления CoRT» состоят из 6 разделов по 10 уроков. Каждый из уроков, рассчитанный на усвоение в течение недели, посвящен либо одному из формальных «инструментов мышления», либо практическому использованию ранее изученных инструментов. Программа успешно используется учащимися всех возрастных групп (от 4 до 94 лет) и интеллектуальных способностей.
«Шесть Шляп Мышления для Школ». Метод позволяет разделить мышление на шесть стилей, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная «шляпа». Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым. Существуют версии программы для четырех возрастных групп учащихся школ, а также отдельная версия для учителей и представителей администрации школ.


КНИГИ ЭДВАРДА ДЕ БОНО,
ВЫХОДИВШИЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:


«Рождение новой идеи». — М., 1976 (анг. оригинал: «The Use Of Lateral Thinking»).
«Латеральное мышление». — С.-П.: Питер-Пресс, 1997.
«Шесть шляп мышления». — С.-П.: Питер-Пресс, 1997.
«Развитие мышления: три пятидневных курса». — Минск: Попурри, 1997.
«Нестандартное мышление: Самоучитель». — Минск: Попурри, 2000 (анг. оригинал: «De Bono’s Thinking Course»)
«Учите вашего ребенка мыслить». — Минск: Попурри, 1998.
«Создай себе удачу». — Минск: Попурри, 1999 (анг. оригинал: «Opportunities»).
«6 пар обуви образа действия». — Минск: Попурри, 2003 (анг. оригинал: ТSix Action ShoesУ).

Подробнее о книгах де Боно и материалах, доступных on-line см. здесь >>>>> - в разделы Материалы на нашем сайте!



 

Новости

Инструменты мышления

Семинар Питера де Боно в Томске 

Образовательные площадки

Консалтинг

Тренинги

Материалы

Официальный web-сайт де Боно

Ресурсы

Купить книги де Боно

Контакты

Блог

Design - Dmitri V.Galkin De Bono Center - Copyright 2009
Hosted by uCoz