Уроки Мышления CoRT: Результаты

Отрывки из работы "Исследования и Реальность в Преподавании и Обучении" доктора Джона Эдвардса, Профессора Образования Университета Джеймса Кука, Северный Квинсленд:

... Это подводит меня к моим исследованиям по преподаванию мышления в школах. Отработка когнитивных процессов имеет длинную историю, которая начинается по крайней мере с древних греков (Mann: 1979). Несмотра на это, существует множество исследований по всему свету, утверждающих, что даже самых лучших учеников можно в лучшем случае научить пережевывать знания. Как это недавно выразил Перкинс (Perkins 1992, p. 7):

Основной итог состоит в том, что мы не получаем желаемого: сохранения, понимания и активного использования знаний.

Я начал непосредственное преподавание мышления в классе в 1977 году. Методом было использования программы Навыков Мышления CoRT (CognitiveResearchTrust), разработанной Де Боно (1987), как часть курса естественных наук. Практические результаты в школе было очень положительными, они сопровождались хорошими неформальные данными со стороны учителей, родителей и учащихся. Данные исследований (приведенные в EdwardsandBaldauf: 1983) показали явные достоинства прямого обучения Мышлению CoRT.

В Edwards: 1991a, 1991b, 1994b и 1995 дается обзор моих исследований по CoRT. Этот ряд исследований показывает, что мышление учащихся можно улучшить по ряду параметров, преподавая программу CoRT. Учащиеся, прошедшие десять уроков CoRT 1, показали улучшения (по сравнению с контрольной группой) в результатах тестов SAT, тестов на творческое мышление, тестов на самовосприятие и использование подходов мышления, использованных в CoRT, а также часто школьных экзаменов, сильно опиравшихся на содержание. Однако, эффекты часто были краткосрочными. Эриксон (Erickson 1990) сообщил о подобных обещающих результатах сравнительный исследований CoRT в Южной Африке. В центре продленного дня исследовались одаренные дети разных рас, заканчивающие начальную школу. Результаты показали значительные улучшения творческих способностей и зоны контроля.

Еще одно большое исследование было проведено в 1987 году в Северном Квинсленде. Участвовавшая группа двенадцатилетних ребят прошла все шестьдесят уроков программы CoRT - два урока в неделю в течение тридцати недель. Преподавателю была оказана помощь в том, чтобы изученные учащимися навыки мышления CoRT использовались во всех предметах программы. И опять учащиеся показали улучшения по ряду численных параметров. Кроме того, преподаватель показала рост по ряду параметров (ClaytonandEdwards: 1989). Как учитель, так и директор школы, регулярно посещавший занятия, сообщили о впечатляющих результатах. Преподаватель заметила, что стиль ее преподавания стал больше опираться на взаимодействие; она больше использовала работу в группах; она узнала учащихся и их мышление намного глубже, чем даже за предыдущие тринадцать лет преподавания; учащиеся достигли ярких и неожиданных результатов в ряде стандартизированных национальных тестов, и учащиеся теперь находили намного больше качественных идей, чем до обучения программе CoRT.

Учитель, преподававший в классе годом раньше, сообщил: "два-три из них хорошо работают, на остальных нужно давить ..., чтобы что-то из них вытащить." Директор согласился, что они действительно были такими, но теперь они откликались гораздо легче, думали уверенне, чем любая другая группа, в которой он преподавал. Он привел в качестве примера 9 наихудших учеников в классе, которые за все шесть предыдущих лет в школе редко участвовали в работе класса:

 "Это замечательно. Совсем не малое чудо - изменить такого рода поведение, привычку, развитую более, чем за шесть лет, и сменить ее через восемь месяцев на "У меня есть что добавить"."

Когда в школу в конце года поступили результаты стандартизированных национальных экзаменов, он сообщил: "Я был потрясен ... они были действительно замечательными и выдающимися". Экзамен (ACER-TOLA) состоял из пяти тестов, каждый из которых дает нормальное распределение. Это означает, что 31% протестированных учащихся обычно попадают на одну-две дисперсии выше среднего. Результаты группы, прошедшей CoRT, по сравнению со средними результатами семиклассников в этой школе были таковы (в пропорции от числа учащихся уровня выше среднего):

                                           Процент от Числа Учащихся Уровня Выше Среднего

Национальная Норма

Школьная Норма

Группа CoRT

Тест A

31%

39,5%

52%

Тест B

31%

31,2%

48%

Тест C

31%

24,8%

52%

Тест D

31%

42,8%

62,4%

Тест E

31%

35,8%

50%

(Тест A - Тест способностей к усвоению, Тест B - учебные навыки, Тест C - математические навыки, Тест D - словарный запас, Тест E - языковое восприятие).

Обратная связь от детей тоже была положительной. Большинство сообщили о значительных улучшениях мышления и уверенности в себе, многие сообщили о том, что широко используют навыки CoRT в других предметах программы и в повседневной жизни. Эти учащиеся завершили среднее образование в 1992 году. В штате Квинсленд для всех учащихся определяется общий уровень успеваемости, основанный на школьный оценках, с учетом общенациональных стандартизированных экзаменов. Наиболее высокая успеваемость соответствует уровню 1, наиболее низкая - 25. В группе, прошедшей CoRT средний балл был 10, тогда как для других учащихся школы он был равен 15. Уровня 15 недостаточно для университета, образование можно продолжить лишь с 12-ым. Большинство родителей в штате обычно готовы убить за то, чтобы улучшить уровень обшей успеваемости на одну единицу. Эти результаты еще раз показывают очевидный потенциал таких программ улучшения мышления, как CoRT, особенно, если навыки широко используются во всех предметах, и продолжают поддерживаться после овладения ими.

 

 

Новости

Инструменты мышления

Семинар Питера де Боно в Томске 

Образовательные площадки

Консалтинг

Тренинги

Материалы

Официальный web-сайт де Боно

Ресурсы

Купить книги де Боно

Контакты

Блог

Design - Dmitri V.Galkin De Bono Center - Copyright 2009
Hosted by uCoz